На главную

На рассвете: Путь наверх...Вид с Эльбруса: Донгузорун и Накра выглядывают над облаками

Поездка в Приэльбрусье (восхождение на Эльбрус)

Часть 5.

 

 

 

 18 июля 2007. День одиннадцатый.

 Восхождение на Западную вершину Эльбруса.

 

Не очень то я надеялся на то, что удастся так быстро акклиматизироваться. Поэтому накануне вечером и не поставил будильник на очень раннее время. Но при этом уж очень хотелось завершить свою программу именно сегодня, чтобы следующий день у меня остался для спуска вниз и спокойного отдыха… 

 

Взглянул на небо в 4 часа ночи – красотища – все до единой звёздочки как на ладони! И я их вижу на 4 километра ближе, чем в Москве!!! Грех не воспользоваться таким подарком природы. Всё, иду! Сегодня или никогда! Как Бог даст и куда позволит дойти - пусть так и будет. Завтра повторять попытку не буду – постараюсь все силы вложить именно сегодня. 

 

Старт в 4:50. 

Снег мягкий (незамерзший) – хорошо. Можно идти без кошек, о неудобстве которых говорил выше. Ещё темно – иду с налобным фонариком. Но уже буквально через полчаса его можно выключать – начинает светать. Периодически останавливаюсь и достаю фото/видео, чтобы заснять красивые кадры рассвета в горах. Заодно и передышка для восстановления дыхания. И всё-же фотки – это всё фигня по сравнению с видом вживую! Один вид гигантской тени Эльбруса чего стоит! Эта тень ложится огромным треугольником и заслоняет собой не только ближайший склон Эльбруса, но и часть Грузии, лежащую рядом за Главным Кавказским хребтом. 

 

В 6:40 достигаю скал Пастухова. Небольшой перерыв – минут на 15. Если смотреть только на цифры-метры, то это первая треть пути. Но не тут то было. На такой высоте измеряется не всё так просто. Пройдена самая лёгкая часть пути, а на каждую последующую часть будет уходить всё больше времени. 

 

Следующие 500 метров набора высоты – очень крутой подъем. Для его облегчения тропа выглядит в виде серпантина. Из-за этого, да еще учитывая, что высота 5000 метров для многих выглядит критической, этот отрезок пути тянется невыносимо долго и тяжело. Передышек становится всё больше, а скорость движения всё медленнее. Смотрю вверх, и кажется – вот она косая траверса – уже совсем недалеко. Но её все нет и нет… 

 

Ну вот – к 9:50 вторая треть пути пройдена. На высоте 5100 начинается лёгкая головная боль. Но это уже высота начала косой траверсы, которая будет еще долго тянуться вокруг восточной вершины Эльбруса (обход по окружности градусов на 130) и медленно набирать высоту до 5300 метров. Хотя подъем здесь уже не столь крутой, но на этой критической высоте организму уже хронически не хватает кислорода. Забегая вперёд, скажу, что на вершине атмосферное давление ровно вдвое меньше давления на уровне моря. Это означает, что содержание кислорода там составляет 50% по сравнению с насыщенностью кислородом на берегу Чёрного моря. 

 

И всё-же у некоторых за время прохождения этого относительно пологого участка, происходит адаптация организма к нехватке кислорода. А «седловина» покажет, кому из этих некоторых удалось акклиматизироваться, а кому нет. Процентов 60-70 из предпринимающих попытку восхождения, возвращаются, дойдя до седловины. И это при том, что некоторые из них халявят – утром поднимаются от Бочек не пешком, а на ратраке до скал Пастухова (4600 метров над уровнем моря), и только оттуда восходят пешком... 

 

Седловина - это место, где две вершины находятся друг от друга на минимальном расстоянии и соединены перемычкой. Если в этом месте сделать мысленно разрез, то получится вид седла – всё просто, поэтому и назвали седловина. 

 

Время - 11:00. На седловине много народа. Сидят, отдыхают, набираются сил. Некоторые кучкуются, с сожалением смотрят на оставшийся крутой участок пути и принимают решение возвращаться. И у меня силы закончились на седловине. Теперь надо хорошенько отдохнуть, слегка перекусить и потом уже будет видно, какое решение принять – штурмовать на костях или уныло покидать склон. А ведь как обидно было бы – столько трудностей преодолеть, а на последние 350 метров высоты махнуть рукой! 

 

Тут и Вениамин (один из команды спасателей) подтягивается, которого я обогнал полчаса назад. На мой вопрос «надо ли дальше одевать кошки?», он мне ответил «однозначно – без них на эту крутизну не забраться!». Усилием воли я всё-же смог аккумулировать энергию и с мыслями «эх, была, ни была, из последних сил на четырёх костях дотяну до вершины, а обратно уж как-нибудь да сползу», я принялся впервые одевать кошки. 

 

Довольно быстро я приноровился ходить в кошках. Но эти 300 метров происходили в ужасном темпе – 5-10 метров вверх, потом 2-3 минуты отдышки, 5-10 метров вверх, потом… 

 

И вот, наконец, заканчивается крутой подъем, поворот налево и длинный, но уже пологий подъёмчик, в конце которого виден холм. На холме том пляшут счастливые покорители, размахивают какими-то флагами. 

 

В-общем, вот она - финишная прямая! Ветер почти ураганный! Ещё чуточку посильнее бы и снёс бы меня со склона с моими то 60-ю килограммами. Я видел, как там птица взлетала, бешено махала крыльями, пытаясь лететь навстречу ветру, но при этом оставалась на одном месте, а потом выбивалась из сил, разворачивалась, и её за мгновение сносило ветром метров на 50. 

 

И всё-же открывается не второе, а какое-то сто пятьдесят второе дыхание и уже на автопилоте иду к вершине. От радости с глаз потекли слёзы! И не хочется этого скрывать – это непередаваемое удовольствие! 

 

Что такое Западная вершина Эльбруса? Холмик с площадкой наверху размером примерно 3 на 5 метров. Стоит камень чуть более метра высотой, к которому прикреплен какой-то красивый ажурный круг ледяного цвета (а может быть это и реальный такой красивый лёд – я пока так и не выяснил). Вокруг камня также прикреплено множество ленточек, вымпелов и флажков. Какие-то стильные сувениры, типа мини-ледоруба и т.д. 

Ну, вот в принципе и весь экстерьер. Никаких вам столиков, сундуков с постоянно пополняемыми месячными запасами коньяка здесь нет. Хотите отпраздновать здесь же, да, пожалуйста, несите с собой, но не забудьте, что в таких экстремальных условиях каждый лишний килограмм имеет значение. С целью облегчения веса, некоторые на седловине оставляли даже рюкзаки, наплевав на то, что на вершине у них с собой не окажется фотоаппарата. 

 

Но какое наслаждение стоять, поворачиваться и в любую сторону видеть, что все окрестные горы находятся ниже меня! А ещё говорят, что в абсолютно ясную погоду с Эльбруса видно Чёрное море, но в этот день далеко внизу были облака. 

 

Я, Веня, а также ещё двое украинцев, заходили на вершину последними из всех тех, кто в этот день побывал там. Ребята из Киева. Для начала мы обменялись радостными новостями о том, что у них скоро будет чемпионат Европы по футболу, а у нас Олимпиада.  

Потом, они меня вдруг спросили, - А ты не знаешь, кто победил в Суперкубке Украины? 

- Ну, вы, блин, даёте. Украинцы у русских спрашивают – кто там у них победил. Я то знаю, - говорю, - Динамо выиграло по пеналям. 

- Ура!, - тут они с удвоенной радостью отплясали нам гопака. 

 

Не умею я красочно описывать все эмоции, кипевшие в тот момент в наших мозгах. Да, наверное, этого сделать просто невозможно. Тому, кому понятна красота Гор, достаточно моих вышесказанных слов. Он, оценив свои физические возможности, сам постарается постичь эти эмоции. А тот, кому Горы по барабану, ну чтож – значит, не до того сердца пытаюсь достучаться. 

 

…Время - 13:00, а нам еще предстоит ползти обратно. Украинцев мы отправили вперёд. Как самый опытный, Веня шёл замыкающим. Убежав за поворот и повернув голову обратно, я увидел, что Вени нет. Что случилось? Куда пропал опытный спасатель? Стою, жду (возвращаться наверх то уже нет сил), через некоторое время появляется, но уж очень медленно приближается. 

- Что случилось? – спрашиваю, дождавшись, - чем помочь могу?. 

- Да дыхалка у меня ни к чёрту, да вес 120 кило – великоват для подобных подвигов. 

- Так что делать? 

- Дойду сейчас потихоньку до седловины, - говорит, - там отдышусь, а потом по траверсу будет уже полегче идти. А ты иди вперёд. 

- Ладно, - говорю, - пойду вперёд и, как только войду в зону действия мобильной сети, позвоню ребятам, чтобы выходили тебя встречать. 

 

Ноги уже дубовые. Каждый шаг по твёрдому протоптанному снегу даётся очень тяжело, с отдачей на проголодавшийся желудок вплоть до ощущения тошноты. По возможности стараюсь наступать не в твердый снег, а в мягкую целину для амортизации ударов от каждого шага. Уже нет сил, снять кошки. Ниже скал Пастухова снег уже подтаял настолько, что превратился в слякоть. Уже наплевать на то, что иду, шатаясь из стороны в сторону, разбрызгивая воду, хотя треккинговые ботинки вроде бы и непромокаемые (но я уже не ощущаю, что у меня там - сухо или сыро). До приюта остаётся метров 100, и я слышу позади радостный звук мотора ратрака. Поворачиваюсь и, чуть ли не становясь на колени, машу руками, типа «такси, такси, стой, подвези!». Увидев мою походку, водила итак всё понял и, ни сколько не торговавшись, подвёз, стрельнул у меня только пару сигарет… 

 

Ну, вот и всё восхождение. От 4090 до 5642 метров. 8 часов туда и 4 часа обратно. Зато, честно, в отличие от некоторых, которых ночью ратрак поднимает до скал Пастухова и уже оттуда они стартуют. Затраченное мной время - далеко не самое быстрое время, но и не самое худшее. Обычно, на восхождение тратится от 6 до 9 часов. 

 

Сказать, что я покорил Эльбрус – невежественно. Покорить Гору невозможно. Гора как стояла 100 веков, так и простоит ещё столько же. Покорил я не Гору – покорил я себя. Сказать можно ещё по другому – ко мне, также как и к нескольким другим настойчивым альпинистам, Гора отнеслась со снисхождением. Поняв, что мы к ней пришли с уважением, Гора повернулась к нам лицом и разрешила вдохнуть глоток счастья от нахождения на её макушке. Макушке, которая является высочайшей точкой Европы! 

 

 19 июля 2007. День двенадцатый.

 Спуск с горы.

 

Сориентировавшись на предыдущее утро, я совершил ошибку, что упаковал кошки на самое дно рюкзака. А в эту ночь снег сильно проморозило, и спускаться с горы было довольно таки скользко. Правда, до Бочек уверенно, но не комфортно, можно было идти по жёсткой колее от ратрака, которая, кроме своих поперечных прорезей, усеяна ледяными комками. А после Бочек до Мира снег был уже слегка подтаявшим, да плюс еще вперемешку с оазисами камней. В общем, не стал я тратить время на доставание кошек, связанное с переупаковкой рюкзака - уж очень мне хотелось быстрее спуститься вниз. В этот момент мною овладевала новая жажда предстоящего удовольствия – горячая ванна и вкусная домашняя еда! 

 

Оставшееся время дня – это уже просто отдых от спартанских условий 4-х дневной жизни. С горячей ванной, двукратным походом в кафе за поеданием до отвала вкусной домашней еды Кавказской кухни, с прогулкой по всем окрестным сувенирным ларькам, ну и с нормальным дневным сном в мягкой постели. 

 

 20 июля 2007. День тринадцатый.

 Возвращение в Москву.

 

Собрав утром вещи, хотел пойти позавтракать, погулять, пообедать и в три часа дня по договорённости с таксистом выехать в аэропорт. 

Захожу в кафе и заказываю, - Мне, пожалуйста, салатик и хичин. 

Официантка, - Сколько хичинов? 

- Ну, - говорю, - как вчера, там, кажется, штучки 4 было. 

Сижу жду. Потом приносит салат, съедаю. Несёт хичины. Но несёт их аж в 4 раза больше, чем я хотел. Только я, было, поднял на официантку удивлённый взгляд и открыл рот, чтобы возразить «не надо мне так много – я ведь хотел одну порцию», как мне звонок на мобильный. 

 

Таксист звонит. 

- Давай, - говорит, - поедем пораньше. А то у меня ещё 5 человек нарисовалось, но им надо уехать раньше – не могу же я их пятерых кинуть ради вас троих. 

- На сколько раньше? 

- Давай, не в 3 часа дня, а в 12. 

- Ну ладно, давай, в МинВодах потусуюсь. 

 

Учитывая, что прогулка и обед у меня накрылись медным тазом, большое количество хичинов оказалось очень даже кстати. 

- Ладно, - говорю, - давай тогда кофе побыстрее и побольше, а то мне без кофе не осилить такое огромное количество хичинов. 

 

Приехал в аэропорт, а там пронести что-нибудь через магнитную рамку «делов то - да, не вопрос». Телефон, GPS в кармане, ремень - всё не звенит. Вышел разок покурить – по второму заходу уже не спрашивают ни паспорта, ни досматривают, рамка опять же не звенит. Элементарно можно глаза замозолить и на третьем заходе держать в кармане гранату… А в зоне личного досмотра никаких переодеваний… 

 

Зато, по прилёту в Домодедово, ещё одна проверка – через рентгенотелевизор и рамку. Ну, ясное дело – всё-же таки люди из самого криминального аэропорта прилетели! 

 

По GPS засёк скорость разгона в момент отрыва от земли – 300 км/ч. Максимальная скорость полёта - 860 км/ч. Высоту засекать бесполезно, так как прибор её измеряет не по трёхмерной геометрии, а по давлению. 

 

На высоте 5642 метра: релакс над облаками... ибо красота есть место, где глаз отдыхаетНа рассвете гигантская тень Эльбруса закрывает собой часть Грузии

 

 

 

 

КОНЕЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться к началу рассказа

Вернуться к предыдущей 4-ой части рассказа

Ссылка на оригинал, находящийся на конфе ШБ сайта auto.ru

Фотоальбом поездки (88 фото).

 

Created by TolyayStudio © 23.07.2007  

 

На страницу с путешествиями

Вернуться на главную

Используются технологии uCoz